Педагогам и сотрудникам
Методические материалы
Локальные нормативные акты
Профсоюзная организация
- Представительство и защита социально-трудовых прав и профессиональных интересов членов профсоюза
- Контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда
- Улучшение материального положения, укрепление здоровья и повышение уровня жизни членов профсоюза
- Информирование членов профсоюза о работе профсоюзной организации
- Приём и учёт членов профсоюза, организационные мероприятия
- Вовлечение членов профсоюза в профсоюзную работу.
Цель работы профсоюзной организации — защита профессиональных, трудовых, социально–экономических прав и интересов работников, повышение их социального статуса.
Территориальная Организация Общероссийского Профсоюза Образования Пролетарского района Города Донецка в Донецкой Народной Республике.
Трудовой кодекс Российской Федерации
Федеральный закон РФ "О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности"
Федеральный закон РФ "Об общественных объединениях"
Федеральный закон РФ "О некоммерческих организациях"
Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации";
Устав профессионального союза работников народного образования и науки РФ;
Председатель
Удеева Наталья Васильевна - воспитатель МБДОУ "Ясли-сад № 315 г. Донецка".
Организация развивающей предметно-пространственной среды (далее - РППС) в ДОУ
Общие требования к РППС в группах
Внешний вид:
• Единый эстетический стиль, комфортная и уютная обстановка для детей;
• Гармоничная цветовая гамма;
• Мебель ярких цветов
Требования СанПин
Санитарное состояние: достаточно зонированное пространство для помещения, освещение, в том числе и естественное, оптимальный температурный режим, чистота
Мебель и крупное игровое оборудование:
• Соответствует количеству детей, хватает для единовременного использования всеми детьми;
• соответствует росту детей (наличие маркировки);
• в хорошем состоянии, безопасно (имеет закругленные края, отсутствуют повреждения поверхностей, устойчивая);
• наличие мягкого оборудования (коврики в отдельных зонах группы (3–4 шт., диван/кресло для детей, подушки, кресла/груши, мягкие острова)
Что входит в РППС
Специалисты РАО рекомендуют разделить всю инфраструктуру РППС на: инвариантную и вариативную.
Инвариативная Обеспечивает решение задач ФГОС ДО в ходе реализации ФОП ДО
Вариативная Обеспечивает решение задач с учетом социокультурных, региональных особенностей ДОО, особенностей организации ДО субъектов РФ
Главная задача
Создать образовательное пространство, которое обеспечит единство РППС и содержательное общение взрослых и детей.
При этом РППС должна соответствовать:
• ФОП ДО и ФГОС ДО;
• возрастным особенностям детей;
• санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам;
• законодательству в сфере технического регулирования, стандартизации и оценки соответствия продукции, защиты прав потребителей.
Требования ФГОС к наполнению
Насыщенность
Трансформируемость
Полифункциональность
Вариативность
Доступность
Безопасность
Как организовать групповое пространство
В методических рекомендациях Минпросвещения и РАО составители предлагают три варианта проектирования РППС: по пространствам, функциональным модулям и в виде центров детской активности (письмо Минпросвещения России от 13.02.2023 № ТВ-413/03).
Рассмотрим варианты проектирования более подробно ниже.
По пространствам (зонирование)
Специалисты РАО рекомендуют объединить все оборудование группового помещения по трем пространствам: активной деятельности, спокойной деятельности, познания и творчества.
В пространстве активной деятельности разместите оборудование, связанное с двигательной активностью, сюжетно-ролевыми играми. Чтобы дети имели выбор, в центре должно быть представлено большое количество игрушек. Периодически состав предметов должен обновляться, чтобы поддерживать интерес детей.
В пространстве спокойной деятельности оформите зону релаксации, конструктивных, театрализованных и настольных игр. Положите книги, установите мягкую детскую мебель, организуйте места для приема пищи.
В пространстве познания и творчества установите оборудование для экспериментирования и творчества.
Планируйте зоны так, чтобы воспитанники могли свободно выбирать вид деятельности на протяжении всего времени пребывания в детском саду, играть в различные игры, не мешая друг другу. Зоны должны быть трансформируемы: в зависимости от воспитательно-образовательных задач и индивидуальных особенностей детей меняться, дополняться и объединяться. Выделение зон и организация центров активности не противоречат друг другу. Размещайте мобильные центры в рабочей и активной зонах, а зону спокойствия оставьте для отдыха.
Функциональные модули
Вариант проектирования среды — использовать базовые функциональные модули с учетом взаимодополнения образовательных областей.
Функциональный модуль — это группа функционально связанных компонентов по видам детской деятельности: учебных пособий, игр, игрушек, материалов, оборудования, инвентаря.
Каждый модуль должен охватывать пять образовательных областей по ФГОС ДО: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие. При этом учитывайте индивидуальные и возрастные особенности дошкольников. Так, каждый модуль должен быть ориентирован на возрастные группы.
РППС детского сада может включать следующие функциональные модули:
• игровой;
• физкультурно-оздоровительный;
• музыкальный;
• художественно-творческий;
• поисково-исследовательский;
• релаксации;
• логопедический;
• психологического сопровождения;
• дефектологический.
Если в детском саду функционируют разновозрастные группы, скорректируйте под них содержательное и количественное наполнение функциональных модулей. Наполнение их будет зависеть от количества и возраста детей.
По центрам активности
Другой вариант оформления пространства групповой комнаты — центры детской активности, которые обеспечивают все виды детской деятельности.
Количество и содержание центров будет зависеть от возраста воспитанников. Специалисты Минпросвещения и РАО рекомендуют оформить в группах раннего возраста 6 центров детской активности, а в группах дошкольного возраста — 12. Список центров для возрастных категорий смотрите ниже в таблице.
Группы раннего возраста от 1 года до 3 лет
Центр двигательной активности
Центр сенсорики и конструирования
Центр для организации предметных и предметно-манипуляторных игр
Центр творчества и продуктивной деятельности
Центр познания и коммуникации (книжный уголок)
Центр экспериментирования и труда
Группа дошкольного возраста от 3 до 7 лет
Центр двигательной активности
Центр безопасности
Центр игры
Центр конструирования
Центр логики и математики
Центр экспериментирования
Центр познания и коммуникации
Книжный уголок
Центр театрализации и музицирования
Центр уединения
Центр коррекции
Центр творчества
Советы
№1
Внимание
Акустическое оформление, освещение, цветовая отделка помещения — тоже составляющие РППС группы
Выбор цвета для стен, мебели, аксессуаров оказывает непосредственное влияние на эмоциональное состояние, а следовательно, и на интеллектуальное развитие воспитанников. Педагогу сложно изменить цвет интерьера стен. Поэтому утолить «цветовой голод» ребенка и развить цветоощущение можно, используя яркие, насыщенные цветовые пятна в интерьере группы: ковровые покрытия, игрушки, картины и постеры в рамах, передвижное оборудование.
№2
Центры детской активности можно сделать мобильными. Это позволит уместить в группе все центры, которые рекомендуют эксперты Минпросвещения и РАО. Мобильный центр — это передвижной оборудованный комплекс. Его наполнение зависит от педагогических задач.
Основа мобильного центра — передвижные модули: полки, стеллажи, контейнеры с колесиками. Такую мебель выкатывают от стен или подоконников во время использования и убирают обратно, чтобы освободить место для игр.
Когда организуете РППС в группах, учитывайте принцип интеграции образовательных областей. Цель интеграции — объединить знания из разных областей. Так воспитанники будут целостно воспринимать то, что они изучают, и сразу же проверять на практике. Интеграция делает занятия практико-ориентированными.
Передвижное оборудование наполняют развивающими игровыми материалами с учетом возраста детей группы. Наполнение мобильных центров меняют в зависимости от текущих воспитательно-образовательных задач: тематики ООД, тематики игр, мероприятий.
У детей дошкольного возраста любые виды деятельности тесно переплетены с игрой. А познание и экспериментирование легко переходят в творческую сюжетно-ролевую игру, так же как и двигательная активность, труд или знакомство с литературным произведением. Поэтому игровой модуль будет системообразующим. Бытовой модуль может включать в себя то, что связано с приемом пищи, трудовыми поручениями, трудовой деятельностью. Модуль релаксации может состоять из зоны отдыха и релаксации, мягкой детской мебели, книжных стеллажей, столиков, за которыми детьми могут смотреть книги, играть в спокойные игры.
№3
Создайте в спокойной зоне «Уголок настроения»
Заведите правило, по которому ребенок может показать свое настроение с помощью смайликов или фигурок. Для этого ему надо выставить фигурку на установленное место или зафиксировать смайлик на доске. «Уголок настроения» поможет сформировать у дошкольников первичные навыки рефлексии, а воспитателю позволит контролировать, какие эмоции у воспитанников преобладали. Так воспитатель может оценить, насколько комфортно ребенку в детском саду.
Наполняя или дополняя РППС, помните о том, что все ее элементы должны иметь единый эстетический стиль. Так вы обеспечите комфортную и уютную обстановку для детей.
№4
Все, что обычно размещаете на стендах для родителей, дублируйте на сайте, в соцсетях и чатах.
Родители должны узнавать о новостях и мероприятиях, которые проходят в детском саду. Поэтому наглядную информацию, которую размещаете на стендах, отправляйте родителям в чаты или размещайте на официальном сайте детского сада.
В наглядность, которая попадает в зону внимания воспитанников, включайте детские поделки и рисунки, а также образовательно-развивающие плакаты. Например, по правилам безопасного поведения. Следите, чтобы информация на плакатах для детей была в виде изображений, ведь не все воспитанники умеют читать.
№5
Организуйте «Стену творчества», где воспитанники знакомятся с работами друг друга
Меняйте наполнение «Стены творчества» так, чтобы в течение года работа каждого ребенка была размещена не менее одного раза.
Еще один вариант оформления стендовой наглядности — тематические стены. Их можно посвящать памятным датам, проектной работе. В этом случае к оформлению привлекайте воспитателей, детей и родителей.
№6
Как оформить выставки
Выставки могут быть временными и постоянно действующими. Временные выставки посвящают:
• памятным датам, юбилеям, праздникам, например, выставка ко Дню космонавтики;
• отдельным областям знаний, например: «Русские народные музыкальные инструменты», «Мастерская кукольницы: обереги Древней Руси»;
• региональной тематике, например: «Животные и природа Севера», «Дикие животные наших лесов», «Домашние животные и птицы».
Постоянно действующие выставки организуйте как мини-музеи, панорамы, центры. В этом случае лучше выделить под выставку отдельное помещение или часть помещения.
Министерство образования и науки Российской Федерации http://www.mon.gov.ru
Федеральный институт развития образования РФ http://www.firo.ru/
Региональный институт развития образования ЯНАО http://riro-yanao.ru
Реестр примерных основных общеобразовательных программ Министерства образования и науки Российской Федерацииhttp://fgosreestr.ru/recoms
Доработанное учебно-методическое обеспечение введения ФГОС дошкольного образования http://www.firo.ru/?page_id=15165
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) http://www.obrnadzor.gov.ru
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования http://www.apkpro.ru
Федеральное агентство по образованию (Рособразование) http://www.ed.gov.ru
Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука) http://www.fasi.gov.ru
Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru
Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" http://window.edu.ru
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) http://school-collection.edu.ru
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru
Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных образовательных ресурсов для общего образования http://www.ndce.edu.ru
Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» http://www.ict.edu.ru
Портал «Музеи России» http://www.museum.ru
Каталог образовательных ресурсов сети Интернет: http://katalog.iot.ru
Элетронная библиотека для педагогов ДОУ
Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье http://doshvozrast.ru
Все для детского сада - http://www.ivalex.vistcom.ru/igry.htm
Все для детского сада http://doshvozrast.ru/
Всё о детях и семье http://7ya.ru/
Все для детского сада http://ivalex.vistcom.ru/
До и после трех http://azps.ru/baby/
Дошкольная педагогика http://www.detstvo-press.ru/
Дошкольник - сайт для всей семьи http://doshkolnik.ru/
Детсад (папки передвижки, плакаты) http://detsad-kitty.ru/
О детстве (портал для детей) «Детский психолог» http://www.childpsy.ru
Дошкольники http://doshkolniky.ru/
Дошкольники.орг. http://doshkolniki.org/index.php
Дошкольное образование- http://pupsik.cenue.minsk.edu.by/
Дошколята - http://www.doshkolyata.com.ua
Каталог рефератов -http://referats.allbest.ru/
Сайт Воспитатель - http://vospitatel.com.ua/
Логопед — http://www.logoped.ru
Методические материалы в помощь работникам детских дошкольных учреждений-http://dohcolonoc.ru/
Методическая работа в детском саду - http://kuzminaalena.blogspot.ru
Образовательный портал «Методика» раздел Дошкольное воспитаниеhttp://www.ucheba.com/met_rus/k_doshvosp/title_main.htm
Образовательный портал. Электронный журнал Экстернат.РФ. - http://ext.spb.ru/
Презентации, обучающие игры - http://detsadd.narod.ru/
Раннее развитие детей (сайт детских презентаций)-http://www.danilova.ru/storage/present.htm
Сайт для воспитателей (учебные планы, программы, конспекты НОД, игры, конкурсы) -http://www.maaam.ru/
Журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением» http://www.udou.ru
Журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением» адресован руководителям дошкольного образования, заведующим и методистам ДОУ. В журнале публикуются материалы по вопросам дошкольной педагогики, организации работы дошкольного образовательного учреждения, управления коллективом детского сада, нормативные акты, регулирующие деятельность ДОУ, статьи о новейших достижениях педагогической науки и практики.
Дошкольная педагогика: петербургский научно-практический журнал
Журнал ориентирован на профессиональные информационные потребности работников дошкольного образования. Популярный характер изложения материала позволяет рекомендовать журнал родителям. В работе редколлегии принимают участие сотрудники ведущих педагогических учреждений Санкт-Петербурга, а также Комитета по образованию города. На сайте приведены общие сведения об издании, информация о подписке, анонс ближайшего номера, контактные данные редакции.
Журнал «Справочник старшего воспитателя»
- Первый журнал по организации воспитательно-образовательной работы в ДОУ.
Журнал «Детский сад будущего»
http://www.gallery-projects.com
Журнал включает:
- опыт педагогов, педагогических коллективов и управленцев дошкольных образовательных учреждений по реализации творческих проектов;
- набор готовых проектов по взаимодействию с детьми, их семьями, с сотрудниками и различными партнёрами ДОУ;
- разъяснение теоретических основ проектного обучения и воспитания с позиций практиков;
- новые идеи и интересные находки Ваших коллег.
Журнал «Воспитатель ДОУ»
- это принципиально новый журнал для воспитателей ДОУ;
- ценнейший опыт лучших ДОУ;
- четкая структура, построенная в логике дня воспитателя и ребенка (утро, день, вечер, ночь);
- не только проверенные временем и новейшие методические рекомендации, разработки игр, занятий и т.д., но и материалы, посвященные развитию личности воспитателя и ребенка.
Журнал «Современный детский сад»
http://www.det-sad.com/sovremenni_det_sad
- упорядочивает и тематически систематизирует информационную среду, обеспечивающую качественное развитие дошкольного образования. Общие сведения об издании, состав редакционной группы, сведения о подписке, архив с содержаниями номеров, контактные данные.
Журнал «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
http://www.menobr.ru/products/7/
- авторитетное и наиболее полное издание по вопросам административно-хозяйственной деятельности дошкольного образовательного учреждения. Все материалы подбираются с учетом годовой циклограммы деятельности образовательного учреждения. Журнал предлагает готовые решения актуальных административно-хозяйственных задач по управлению ДОУ, финансированию, особенностям бюджетного учета, делопроизводству, кадровой работе, организации питания, охране труда.
Журнал «Обруч»
- иллюстрированный научно-популярный журнал для руководителей всех уровней, методистов, воспитателей детских садов, учителей начальной школы и родителей. В нем публикуются разнообразные теоретические, методические, практические материалы, опыт работы дошкольных учреждений. Большое внимание уделяется вопросам психологии, методики воспитания и обучения, созданию развивающей среды.
Журнал «Детский сад от А до Я»
http://detsad-journal.narod.ru/
- научно-методический журнал для педагогов, родителей и всех тех, кто неравнодушен к миру детства. На страницах журнала обсуждаются актуальные проблемы современного дошкольного образования и перспективы развития отрасли, освещается опыт инновационной деятельности детских образовательных учреждений и профильных учебных заведений, результаты научных исследований, публикуются конспекты занятий и игр, сценарии досугов и праздников, консультации управленцев, врачей, гигиенистов, психологов.
Газета «Дошкольное образование»
http://best-ru.net/cache/9988/
- электронная версия газеты «Дошкольное образование», выпускаемой издательским домом «Первое сентября». Педагогическое издание включает разделы: Детский мир, Родительская консультация, Лаборатория, Мастерская, Игротека, Бабушкин сундук, Личный опыт, Школа природы, Психологическая школа, Документы, Школьный портфель, Школа управления. Для всех номеров публикуется содержание. Полнотекстовая версия номера размещается на сайте через год после публикации печатного издания.
Сайт «Фестиваль педагогических идей. Открытый урок»
http://festival.1september.ru/
Журнал «Современное дошкольное образование»
Журнал «Дошкольное воспитание»
ОБРАЗЕЦ
Педагогическая характеристика
ФИО, дата рождения (возраст). Ребенок воспитывается в полной/не полной семье. Воспитанием ребенка занимаются: мама ……, папа……, в семье есть брат ФИО, возраст…, сестра ФИО, возраст….. Родители принимают (активное / не активное) участие в жизни ребенка (выставки, поделки, конкурсы, родительские собрания и т.д.).
Уровень усвоения учебного материала по разделам Программы:
Ознакомление с окружающим: ориентируется в ближайшем окружении, может рассказать о себе, знает фамилию и имя, возраст; имя и отчество родителей; представления о Родине, представления о природных явлениях, животных... Реагирует / не реагирует на новизну… теряет интерес к происходящему, быстро пресыщается….
Математические представления: Владеет/не владеет порядковым и обратным счетом; количественным счетом в пределах…. Знает/не знает цифры от 1 до 10, соотносит/не соотносит цифру с соответствующим количеством предметов. Владеет/не владеет составом числа. Составляет, решает/ не составляет, не решает задачи в одно действие. Различает и называет/ не различает, не называет основные цвета, группирует предметы по цвету. Раскладывает/не раскладывает предметы в возрастающем и убывающем порядке, использует/не использует в речи слова, характеризующие величины: маленький, большой… Сформированы/не сформированы измерительные умения…
Знает и называет геометрические фигуры… Определяет и называет/не определяет, не называет/называет с ошибками последовательность времен года. Сформированы/не сформированы знания о последовательности месяцев, дней недели, частей суток… Пространственные представления сформированы/не сформированы, выполняет/не выполняет движение в указанном направлении по словесной инструкции, определяет/не определяет положение в пространстве по отношению к себе: слева, справа, не использует в речи слова, определяющие положение предмета в пространстве…
Коммуникация: Понимает обращенную речь; речь … (внятная, не внятная…); нарушено произношение звуков... Обычно вежлив при выражении просьбы, благодарит за помощь и содействие, но может нарушать правила культуры общения, подчиняясь своим потребностям и желаниям… Кратко отвечает на вопросы о мире природы, предметов и людей/ не отвечает…
Словарный запас… (ограничен, требует развития, структура многосложных слов нарушена/не нарушена).
Грамматический строй речи сформирован достаточно/недостаточно…
Фонематический слух нарушен/не нарушен. Выделяет/не выделяет слово среди других слов, близких по звучанию… Умеет/не умеет различать на слух слоги, близкие по звучанию. Умеет/ не умеет отхлопывать и называть количество слогов в слове. С трудом/без труда выделяет гласный звук среди других звуков. Умеет/не умеет выделять согласный звук в начале и в конце слова. Трудности возникают при выполнении задания - подбирать слова и предметы с заданным звуком…
Связная речь: соответствует/не соответствует возрастной норме, требует дальнейшего развития, предложения простые, нераспространенные, неполные. На вопросы взрослых отвечает односложно/полно, затрудняется/не затрудняется при построении предложений по демонстрации. Знает одно, два стихотворения, сказки… Пересказом владеет/ не владеет…
Физическая культура:
Выполняет общеразвивающие упражнения по показу; согласует/не согласует движение рук и ног. Умеет/ не умеет прыгать в длину с места, с разбега. Умеет/не умеет прыгать через скакалку. Умеет/не умеет метать предметы правой и левой рукой в вертикальную и горизонтальную цель; отбивает и ловит мяч. При помощи взрослого движения выполняются относительно более качественно…
Изодеятельность, конструирование: создает индивидуальные рисунки при помощи взрослого; сюжетные и декоративные композиции, используя разные материалы… Движения скованные при использовании ножниц/не умеет пользоваться ножницами/ хорошо пользуется ножницами; с трудом режет по контуру, извилистой линии, мелкие детали предметов не замечает…, украшает поделки, добавляя элементы предметов только с помощью педагога/самостоятельно...
Умеет/не умеет правильно собрать матрешку, пирамидку, сложить по образцу простые фигуры из счетных палочек, выполнить постройки из кубиков.
Мелкая моторика – нарушена/соответствует норме.
Особенности поведения: адекватное/не адекватное, при необходимости указать если проявляет признаки агрессии, застенчив, не нарушает дисциплину /нарушает дисциплину и т. д. Проявляет интерес к взаимодействию со взрослыми и сверстниками. Особенности коммуникации. Откликается ли на просьбы и замечания. Игровая деятельность: интерес к игрушкам кратковременный. Предпочитает настольно-печатные игры и игрушки, принесенные из дома… Ребенок в коллективные игры детей включается с трудом/охотно. Правила игры понимает/не понимает, придерживается/не придерживается, изменения в содержание игры вносит/не вносит. Играет рядом с другими детьми. Не проявляет инициативы к составлению сюжета, выбору ролей. В подвижные игры с правилами играет с удовольствием…
Сам себя обслуживает / сам себя не обслуживает.
ОБРАЗЕЦ
Во время обследования поведение адекватное (не адекватное). В контакт вступает охотно (неохотно). Проявляет (не проявляет) (эпизодический) интерес взаимодействия со взрослым. Предметно - практические действия сформированы (не сформированы) согласно возрастной норме. Работоспособность на ……. уровне. Способность сосредоточиться на ……уровне. Анализирует предметы (самостоятельно, по наводящим вопросам, с помощью). Выделяет существенные признаки предметов (самостоятельно, по наводящим вопросам, с помощью). Устанавливает сходства и различия предметов (самостоятельно, по наводящим вопросам, с помощью), отдельные части. Обобщает: посуда, игрушки, мебель и т.д. (в простых рисуночных вариантах, самостоятельно, по наводящим вопросам, с помощью), классифицирует, исключает (самостоятельно, по наводящим вопросам, с помощью). Способен переносить умения в новые познавательные ситуации. В достаточной мере самостоятелен. При необходимости принимает помощь со стороны взрослого. Устанавливает причинно – следственные связи (самостоятельно, по наводящим вопросам, с помощью). Рассуждает, делает логические выводы. Эмоционально - волевая сфера сформирована согласно возрастной норме (устойчивая, неустойчивая, ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно, не нуждается в дополнительных внешних стимулах; ребенок недостаточно активен и самостоятелен, при выполнении заданий требуется внешняя стимуляция, круг интересующих вопросов довольно узок, задает педагогу-психологу несущественные вопросы; уровень активности, самостоятельности ребенка низкий, при выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция, интерес к внешнему миру не обнаруживает, любознательность не проявляет.
Память: слуховая……., образная ……..
Внимание привлекается, (не привлекается), устойчивое (неустойчивое)
Восприятие соответствует (не соответствует) возрастной норме. Мышление соответствует (не соответствует возрастной норме).
Способность сосредотачиваться.
Пространственная ориентация (ребенок достаточно хорошо ориентируется в пространстве, подвижен, движения скоординированы); ориентация в пространстве и координация движений плохо развиты, ребенок неуклюж, малоподвижен;
Кругозор представления об окружающем мире соответствуют возрастным требованиям; представления достаточно конкретны, на бытовом уровне; кругозор ограничен.